“Хочу домой” – Леонид Пашковский о путешествиях не в то время и не в то место
“Хочу домой” – путешествия не в то место и не в то время. Именно так назвал Леонид Пашковский свой документальный сериал.
Белорусский журналист – путешественник просто собрал рюкзак и уехал колесить по миру. Маршрут выбрал нестандартный – Иран, Пакистан…В новостях оттуда то и дело рассказывают про взрывы, похищения туристов, террористических действиях. Но Лёне хотелось развеять мифы о привычном нам образе этих стран. Так и получился проект “Хочу домой”.
Маршрут путешествия Леонида
Как родилась идея путешествия в горячие точки? Почему не хотелось спокойных путешествий в туристические мекки?
Я бы не сказал, что места, в которых снималась программа, – это горячие точки. В том и концепция: показать, как на самом деле обстоят дела и живут обычные люди в тех местах, которые весь мир часто ошибочно считает невероятно опасными и слабо пригодными для жизни. Мне хочется верить, что с помощью своего проекта я могу сделать свой маленький вклад в образование людей, которые совсем мало знают о мире, и дополнить из стереотипное восприятие стран, культур и религий актуальной, объективной информацией.
Почему путешествия помогают расширить кругозор и разрушить предрассудки?
Путешествия не обязательно это делают. Их результат зависит от путешественника, его подхода к процессу и готовности познавать. Я знаю десятки людей, которые, например, возвращаются из Индии и с диким огнем в глазах утверждают, что это страна очень бедных, но очень счастливых людей. Мол, индусы счастливы и довольны тем малым, что у них есть. Такая вот дезинформация происходит из-за того, что путешественники не выходят за рамки общения с рикшами и мелкими бизнесменами в туристических местах. Такие путешественники не разрушают предрассудки, а создают новые. В общем, путешествовать нужно правильно, и это тоже искусство, которому нужно учиться. А ездить на отдых – это другой вид активности ))
Повышают ли путешествия толерантность к миру?
Чем больше разных культур узнаешь и с большим количеством людей общаешься, тем меньшей кажется разница между ними. Все люди в своей основе одинаковы и хотят одного и того же, базовых вещей, делающих человеческое существование приятным, комфортным и счастливым. Только завернуто это в разные культурные обертки.
Часто, повышая толерантность, к другим культурам, ты понижаешь ее к совей собственной. У каждой культуры нам есть чему поучиться, хорошо видны их плюсы и хорошие качества, которые нам не помешало бы перенять. Это касается и чисто человеческих отношений, и семейных ценностей, и вообще предприимчивости по жизни и способности лавировать.
Самый экстремальный опыт в путешествии?
Слава богу, с настоящей опасностью, угрожающей жизни, я ни разу не столкнулся. Попадал в песчаную бурю в иранской пустыне, был жертвой сексуальных домогательств в пригороде Дели, обворован там же, был под жестким контролем полиции и военных в Пакистане. Но все это – неприятные мелочи, справиться с которыми не сложно. Самое экстремальное – это режим съемок: постоянные переезды, десятки новых людей каждую неделю, бесконечное общение, сотни километров, намотанных пешком, и сотни часов монтажа по возвращении. Вот это действительно экстремальная работа )
В Пакистане ты сутки просидел в пункте содержания нелегалов вместе с афганскими беженцами. Расскажи подробнее, как это произошло и что ты чувствовал в те моменты.
Готовясь к поездке, я знал, что иностранцев въезжающих в Пакистан на авто или мотоцикле через провинцию Белуджистан сопровождает вооруженная охрана. Но ничего подобного от пеших путешественников я не слышал, поэтому планировал спокойно пересечь границу, сесть на автобус и поехать по своим делам. Вместо этого, прямо на границе меня чуть ли не силой взяли под охрану мужики с автоматами, без знаков отличия, посадили на мотоцикл и отвезли на какую-то закрытую охраняемую территорию, где в камерах сидели заключенные. Объяснили, что приедет охрана и отвезет меня куда-то, а потом сказали, что что-то случилось и придется ждать до завтра. Тут я и напрягся, потому что выглядело это все странно и объяснений я никаких не получил.
Слава богу, через сутки меня действительно посадили в пикап с автоматчиками и повезли. Везли еще два дня, каждые 20 километром меняя охранников и машины. Потом была ночевка под охраной в отеле и конвой в поезде до тех пор, пока я не покинул границы провинции. Никто моего разрешения на это не спрашивал. Это обязательно для всех иностранцев, въезжающих в Белуджистан. И возможности увидеть провинцию у них просто нет, потому что это опасно. Это самый нестабильный регион в стране.
Меняют ли путешествия отношение к жизни?
Однозначно, меняют. Я стал гораздо больше стал ценить то, что у меня есть, и это уже совсем не кажется малым в сравнении с тем, что имеет большинство населения земли. А еще становится понятно, что в жизни нет никакого предназначения – все абсолютно случайно. Поэтому планировать, конечно, стоит, но не слишком далеко. Нужно легче ко всему относиться: и к вещам, и к событиям. Все приходяще.
Любимое место/город в мире?
Самое любимое место – это индийский Варанаси. Это настолько потусторонний город, что, находясь там, никак не можешь свыкнуться с мыслью, что это место существует на нашей планете в наше время. Это настолько другая реальность, так сильно пропитанная религиозностью, традициями, древностью, смертью и обманом, что тебя просто засасывает. Там можно находиться бесконечно, потому что это место вне времени и вне реальности. Возвращался бы снова и снова.
Где мечтаешь побывать?
Очень хочется в Бутан – пока еще довольно закрытую страну с хорошо сохранившейся тибетской культурой. Там пару десятков лет назад еще не было ни телевидения, ни телефонной связи. Нужно спешить туда попасть, пока западного и индийского влияния там еще немного. Но это очень дорого. И слава богу – потока туристов нет.
Какие планы на следующее путешествие? Будешь ли продолжать снимать?
Хотелось бы продолжать делать проект, но это очень трудоемко и ресурсозатратно. Особенно, когда все делаешь абсолютно один. Поэтому пока я на этапе раздумий и планирования. Но, скорее всего, второй сезон будет. И это будет либо англоговорящая Африка, либо Китай, Тибет, Непал.
Считаешь ли себя Гражданином мира? И что значит для тебя это понятие?
Нельзя быть гражданином мира, потому что гражданин – это принадлежность к какой-либо стране, как официальной структуре. Можно ощущать себя вне национальности, наверное. Но я о себе такого сказать не могу. Чем больше ездишь, тем больше чувствуешь разницу менталитетов. В основе все люди одинаковы, как я уже говорил, но паттерны поведения иногда очень-очень разные. Поэтому я все больше понимаю, что будучи беларусом, я никем другим быть уже не могу. Зато, если много путешествовать, в вас не останется и доли национализма. А его отсутствие – тоже своего рода черта гражданина мира.
Канал на YouTube – Хочу домой. Путешествия не в то место и не в то время
Группа в ВКонтакте – Хочу домой. Путешествия, в которые вы не поедете