Хотите подобрать билеты в путешествие?

Найти билеты

Что делать, если задержали рейс

Задержка или отмена рейса… Согласитесь, звучит неприятно даже на словах. Представить ситуацию на деле — и вовсе жуть! Сначала строишь планы и тратишь время на сборы чемодана, чтобы по приезде в аэропорт не увидеть на экране табло свой заветный рейс. Приятного мало, это уж точно. 

Однако отбросить панику! Сейчас расскажем об основных причинах задержки рейса, что делать в таком случае и как этого избежать. 

Как узнать о задержке или отмене рейса

Как правило, «письмо счастья» приходит на электронную почту или в SMS. В случае если вы уже в аэропорту, то об отмене или задержке обычно сообщают по громкой связи. 

Причины задержки рейсов

Причины бывают разные: начиная от погодных условий и заканчивая человеческим фактором. К последнему могут относиться как неготовность экипажа к перелёту, так и ошибки в расписании. В любом случае это делается для того, чтобы обезопасить пассажиров и решить все вопросы на борту.

В общем, к причинам задержки может относиться всё, что поддается и не поддаётся контролю авиакомпании. Как говорится, sometimes shit happens.

Права пассажиров и обязанности авиакомпании в случае задержки рейса в России

Неважно, какой у вас рейс — чартерный или регулярный, выполняется он крупным перевозчиком или лоукостером, — права у всех пассажиров одинаковые. Сказывается лишь время ожидания. Задержка на час-два обычно не так критична, а вот длительное многочасовое ожидание совершенно не похоже на приятные посиделки с друзьями. Так какие права есть у пассажира в случае задержки? Рассказываем.

  • Вне зависимости от времени задержки пассажирам с детьми до семи лет должна быть предоставлена комната матери и ребёнка. 
  • При задержке на два часа пассажиру предлагают бесплатные напитки. В случае задержки на четыре часа — бесплатное питание. Обычно пассажирам дают ваучер на определённую сумму в один из ресторанов аэропорта. 
  • Авиакомпания предоставляет отель и организовывает трансфер до него, если рейс задерживают на шесть часов ночью или на восемь часов днём. 
  • Если у вас нет средств связи, авиакомпания предоставляет возможность отправить два электронных письма или сделать два бесплатных звонка при задержке рейса на два часа и более.
  • При задержке или отмене рейса всем пассажирам предоставляют возможность бесплатно сдать багаж на хранение.
  • Пассажир может улететь другим рейсом авиаперевозчика без доплаты, если такой будет предложен.

В случае если вы захотите отказаться от перелёта, авиакомпания может предложить ваучер на будущий перелёт. Однако с 1 мая 2020 года можно отказаться от этой услуги и потребовать возврат денег. 

Права пассажиров и обязанности авиакомпании в случае задержки рейса в Европе

По сути, права и обязанности при задержке рейса в Европе очень схожи с теми, что действуют в России. Правда, есть несколько различий. Сейчас расскажем подробнее. 

Если рейс задержали на просторах Евросоюза, права регулируются постановлением Европейского парламента и Совета ЕС № 261/2004. В этом документе делают акцент не только на времени перелёта, но и на расстоянии между пунктами вылета и прибытия.

  • При задержке рейса пассажиру предлагается бесплатно воспользоваться обслуживанием в аэропорту: через два часа ожидания вы можете получить напитки и питание, если расстояние между аэропортами вылета и прилета 1 500 км. В случае если вы ждёте свой рейс четыре часа, расстояние неважно.
  • Если рейс перенесён на следующий день, авиакомпания оплачивает номер в отеле и трансфер до него.
  • Так же как и в России, пассажир может улететь другим рейсом авиаперевозчика без доплаты, если такой будет предложен.
  • Если задержка рейса более пяти часов, вы можете запросить возврат полной стоимости авиабилета или пересадку на другой маршрут в направлении  конечного места назначения. Альтернативный вариант — получить ваучер и потратить его на будущий перелёт.

Вы также можете претендовать на компенсацию. Она предоставляется только в том случае, если задержка рейса произошла по вине авиакомпании и составила более трёх часов.

Что делать в случае задержки рейса

Не спешите паниковать и ругаться с работниками аэропорта (они тут явно ни при чём). Гневные комментарии в социальных сетях тоже не принесут желаемого результата, хотя и доставят огромное удовольствие. Поэтому облегчим жизнь всем пассажирам и предложим пошаговую инструкцию: что делать, если задержали рейс на самолёт

  • Найти представителя авиакомпании. Зачастую его можно встретить у стойки регистрации, на кассе в аэропорту или у вашего гейта. Если не получилось найти — всегда можно позвонить или написать в авиакомпанию или спросить у работников аэропорта.
  • Поставьте отметку о задержке рейса. Она ставится у представителя авиакомпании или сотрудника аэропорта. Очень важно подойти и попросить поставить отметку лично. Потому что, к сожалению, никто не будет подходить к вам самостоятельно. 

Важно, что отметку ставят на маршрутную квитанцию (о да, это тот случай, когда распечатанный документ пригодился!). Сюда же ставят печати о выдаче напитков и питания.

  • Получите талон на питание/напитки/гостиницу в зависимости от того, на какой срок задержали рейс
  • Ну и уточните у сотрудника авиакомпании, что произошло. Лишним не будет. 

Скрасить время в аэропорту можно несколькими способами: прогуляться по авиагавани или отдохнуть в зоне вылета за просмотром любимого сериала или чтением интересной книги. Помимо duty free, во многих аэропортах есть магазины с брендовыми вещами и сувенирами. В крайнем случае всегда можно остановиться на перекус в кафе или ресторане.

Как получить компенсацию

Задержка рейса — определённо не самое приятное явление. К тому же она сопровождается дополнительными материальными издержками. В общем, сплошная трата денег и времени (даже вне контекста звучит не обнадёживающе). Именно на этот случай предусмотрена материальная компенсация согласно Федеральным авиационным правилам.

Важно, что главным условием компенсации является отмена рейса или его задержка по вине авиакомпании. К таким обстоятельствам могут относиться: 

  • экипаж или самолёт не готовы к выполнению рейса; 
  • ошибки или изменения в расписании перелётов;
  • пассажиру отказано в посадке из-за овербукинга;
  • перелёт отменён руководством авиакомпании.

Поэтому если самолёт не вылетел вовремя из-за погодных условий или любых других обстоятельств, которые не зависят от авиакомпании, то материальная компенсация не положена.

Для получения компенсации необходимо обратиться с заявлением в авиакомпанию. Тут всё просто, к своему заявлению приложите следующие документы:

  • посадочный талон;
  • документ, подтверждающий задержку или отмену;
  • переписку с представителями авиакомпании.

Так, это понятно. Что же по самой компенсации? Сколько там денег положено?

Отвечаем: компенсация за каждый час составляет 25 рублей. Важно, что она не может превышать 50% от стоимости билета, если рейс отменили или задержали по вине авиакомпании. В случае отмены из-за коронавирусных ограничений компенсация не полагается.

Из-за задержки рейса я опоздал на другой рейс. Как быть?

Зависит от того, как вы купили билет. 

Вариант 1. Вы купили один билет, включающий в себя пересадку. Например, Москва — Ереван с пересадкой в Сочи. В этом случае авиакомпания несёт ответственности и предоставит вам место на ближайший рейс по необходимому направлению. 

Вариант 2. Вы купили два разных билета, выбрав город с пересадкой самостоятельно. Тогда авиакомпания не несёт ответственности и, к сожалению, отменять следующий рейс не будет. За опоздание билет обнулят.

Авиакомпания не предоставила гостиницу и питание. Что делать?

Да, и такое бывает. Не спешите расстраиваться заранее — ситуация не безвыходная. Поэтому делимся советами, что делать в таком случае. 

К сожалению, первое время придётся оплатить номер из своего кармана. Советуем собирать все чеки и документы, подтверждающие, что вы платили за еду, напитки и комнату в отеле в ожидании своего рейса. Самое важное условие: не забудьте поставить отметку о задержке рейса у представителя авиакомпании

По приезде обратитесь с заявлением в авиакомпанию — тут вам и понадобятся все чеки, чтобы вернуть потраченные во время задержки рейса деньги. Некоторые авиаперевозчики позволяют оформить заявление о возврате на их официальном сайте. В таком случае все чеки и документы необходимо отсканировать и прикрепить к заявлению.

Надеемся, что мы ответили на все интересующие вас вопросы. Ну и напоследок напомним основной совет: если рейс всё-таки задержали, не забудьте поставить штамп о задержке. Желаем хороших путешествий без задержек и отмен!

  • Подскажите, рейс задержали на 3 часа 5 минут, вылетала из Вены в Москву, перевозчик Трансаэро, отметку о задержке рейса не поставили, сотрудников в Вене просто не смогла отыскать! Я могу написать заявление о компенсации? И положены ли мне какие-нибудь выплаты?

    • Здравствуйте,

      Компенсация положена только в том случае, если задержка рейса – вина авиакомпании. Если она вызвана погодными условиями, техническими неисправностями или другими причинами, которые не зависят от действия авиакомпании, то компенсация не предоставляется.
      В любом случае, вы можете написать претензию в авиакомпанию, по крайней мере узнаете причину задержки.

  • Летели Москва-Норильск, рейс должен был вылететь в 22.50 ч, но его задержали по непонятной причине до 4 утра. Представители авиакомпании “Норд Стар” работают до 22.00 часов, у кого спрашивать прохладительные напитки, питание и гостиницу?

    • Здравствуйте,

      Можно было бы связаться с их контак-центром (бесплатный номер 8-800…). У большинства авиакомпаний он работает круглосуточно.
      А объявили о задержки после 22:00?

      Сейчас у вас есть полное право составить претензию в авиакомпанию. Ссылайтесь на радел 7 пункт 99 Федеральных авиационных правил – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129521/?frame=2

      Гостиница вам не была положена, т.к. задержка менее 6 часов.

  • Летели в августе авиакомпанией Россия из Симферополя в СПб (самолет
    подали на меньше количество мест, чем количество пассажиров, по причине
    поломки самолета). Была задержка рейса на 16 часов. Представители
    авиакомпании предоставили гостиницу (вылет предполагался в 3 часа ночи) и
    кормили завтраками и обедом в ресторане. Вылетели мы в 19 часов. По
    прибытии в Питер мы написали претензию в авиакомпанию Россия с целью
    возмещения задержки рейса (на их сайте есть адрес электронной почты куда
    необходимо писать). В претензии четко и ясно описали ситуацию (без
    эмоций, сухим языком). Наша претензия была рассмотрена претензионной
    комиссией в течение 2 месяцев. ИТОГ: нам компенсировали задержку рейса.
    Выдали ваучеры (мне и мужу) каждый на 310 EUR, которые мы можем
    использовать в течение года на любой полет авиакмпанией Россия. Для
    нас это было большой неожиданностью. Если бы мы знали, что нам сделают
    такую компенсацию, мы бы наслаждались задержкой рейса и я бы не
    нервничала. Из всех пассажиров которые не улетели вовремя (сначала нас
    было 17, потом осталось 4) никто претензию не писал.

    Как нам сказали представители авиакомпании у авиакомпании Россия есть
    свой внутренний документ согласно которому они принимают решение о
    возмещении задержки рейса. Хотя согласно ст 120 Воздушного кодекса и
    МРОТа по штрафам (100 р, не путать с другим мрот который порядка 3-4 и
    ли более тыс не помню уже) денежная компенсация нам должна была быть в
    размере 750 р. Не ленитесь писать обоснованные претензии.

    • Вы все правильно сделали:)
      У многих авиакомпаний есть свои внутренние правила для таких случаев. Решение по каждому делу принимается индивидуально.

комментирование закрыто