Рассказываем, какими они были раньше, куда исчезают отходы (нет, они не выбрасываются в небо) и каких проблем с туалетом стоит опасаться каждому пассажиру.
Историческая справка: какие туалеты были в старых самолетах
Самолёты прошлого столетия, понятное дело, были менее комфортными. И туалетные комнаты в них — тоже. Ещё пятьдесят лет назад их строили с открытыми системами сбрасывания отходов. То есть да, после смыва унитаза его содержимое попадало в воздух. На высоте нескольких тысяч жидкость превращалась в лёд и падала на землю. Случаи таких падений были зафиксированы даже в 2000-е. Например, в Испании в эти годы на машину упал кусок льда с фекалиями общим весом в 4 кг. А в 1998 году отходы обрушились на рыбака в Германии. Тогда над ним как раз пролетал самолёт А320.
Постепенно канализационные системы самолётов улучшали, и наконец-то авиаинженеры добились таких механизмов, что никакие отходы до приземления не попадают в воздух.
А как устроен туалет на борту сегодня?
Туалетные, или как их ещё называют — санитарные — комнаты в самолётах обычно небольших размеров. На счету каждый сантиметр судна, поэтому делать просторные санузлы нет возможности.
В каждом самолёте туалет устроен одинаково: в нём есть водопровод, канализационные отводы, унитаз, раковина, урна для мусора и раскладной столик для пеленания, прикриплённый к стене.
Вода в самолётном туалете берётся из специальных баков. Их заранее наполняют жидкостью. А давление, под которым собственно и течет вода, обеспечивают компрессорные установки.
Кроме того, у каждого туалета есть особая канализационная система. Какая именно, зависит от параметров фюзеляжа. Он отличается у всех моделей самолётов.
Сколько туалетных помещений в самолётах?
Сколько туалетных комнат расположено на борту самолёта сильно зависит от его модели. Где-то их может быть три, где-то пять, а где-то и вовсе одиннадцать. Как например, в двухпалубном Boeing-747. Два туалета на его борту расположены в начале салона, четыре — в середине, два — в конце и еще три на второй палубе.
А вот в Boeing-767 всего 5 туалетных комнат. Одна — для бизнес-класса, две — между бизнес- и экономклассом. И ещё две в конце салона эконома.
Запутаться в самолёте и не найти туалет не получится. Обычно их всегда размещают в конце борта.
Режим работы туалетов на борту
Туалетом можно пользоваться во время полёта и никогда в момент взлёта и посадки. Есть повышенный риск падений, ушибов и прочих травм, которые получит пассажир, если не будет пристёгнут и сидеть на месте.
Куда исчезают отходы?
Конечно же, в современных самолётах установлены биотуалеты, отходы в которых перерабатываются с помощью специальных молекулярных средств. В системе канализации есть герметичный бак, в который попадают отходы из унитаза и раковины по трубам. На протяжении всего полёта там накапливается жидкость. В небо грязная вода не сбрасывается.
На многих лайнерах установлена система, которая очищает воду. Работает она так. Сначала бак унитаза заполняют чистой водой, после смыва грязная жидкость попадает в другой отсек, где очищается фильтрами, и заливается обратно.
Отходы из самолёта сливаются в специальную машину уже после приземления. Когда пассажиры освобождают борт, она подъезжает к самолёту, присоединяется к нему специальным шлангом и высасывает содержимое баков.
Какие проблемы с туалетом могут возникнуть в самолёте?
Самая распространённая проблема — засор канализации. К сожалению, не все пассажиры следуют правилам и пытаются смыть в унитазе твёрдые отходы (средства личной гигиены, влажные салфетки, подгузники) и остатки еды. В результате, первые разбухают в канализационной системе и засоряют её. До конца полёта пользоваться таким туалетом запрещается.
Какие средства гигиены есть в туалете самолёта?
За чистотой и удобством туалетных комнат следят бортпроводники. Они же контролируют наличие в санузлах всех необходимых средств гигиены. Ситуации, что они закончатся на борту, не произойдёт.
В каждом туалете в самолёте обязательно есть жидкое мыло, туалетная бумага, бумажные полотенца или салфетки, а также антибактериальное средство.
Как правильно пользоваться туалетом в самолёте?
Сперва стоит запомнить, как понять, свободна ли туалетная комната. Зелёный цвет на табло или ручке означает, что в туалете никого нет. Красный — что он занят.
Для смыва унитаза нужно воспользоваться специальной кнопкой на стене. Но не забудьте перед этим опустить крышку. Иначе плохо сработает вакуумная система.
Вода из крана течёт, если нажать на него сверху. Так в самолётах пытаются контролировать расход воды.
Пользоваться туалетом можно только во время полёта, но за исключением моментов взлёта и посадки. В эти минуты пассажиры должны оставаться на местах и быть пристёгнутыми ремнями безопасности.
Что делать в туалетах самолёта запрещено? Один пункт вас, возможно, удивит.
- курить Из-за дыма на борту сработает система пожарной тревоги. На выяснение причин и поисков виноватого уйдёт время, а в этот же момент пассажиры начнут паниковать. Да и за курение в самолёте предусмотрено административное наказание;
- становиться ногами на сиденье унитаза;
- выбрасывать в унитаз твёрдые отходы тоже запрещено. Они разбухают в канализации и нарушают ее работу. Пользуйтесь мусорным ведром;
- нельзя смывать унитаз при открытой крышке! Так вакуумные системы срабатывают лучше и быстрее.