Можно ли пользоваться телефоном в самолёте

Мы привыкли отключать телефон в полёте — специально на этот случай в устройствах есть авиарежим. Обычно такая необходимость объяснялась правилами безопасности: радиоволны могут создавать помехи в работе бортовой системы. Но правда ли мелкая техника так влияет на современную авиацию? Разберёмся, как сейчас организована мобильная связь в воздухе и почему надо отключать телефон в самолёте.

Человек в зоне ожидания аэропорта

Причина полного запрета

Выключать телефоны в самолётах начали в 1991 году после исследования Ведомства гражданской авиации Великобритании — чтобы мобильники не мешали работе бортового компьютера и наземных устройств связи. Запрет позволил минимизировать риски для перевозчика и пассажиров. Так пилоты будут уверены, что связь с диспетчерами не прервётся, а пассажиры сохранят бдительность: неспроста отключать телефон просят обычно во время взлёта и посадки — как раз когда пассажирам нужно быть наиболее внимательными. А ещё телефонные звонки могут мешать пассажирам отдыхать в полёте. Кому понравится, если сон будут перебивать чужие разговоры?

Хотите подобрать билеты в путешествие?

Найти билеты

Современная политика авиакомпаний

Переводить телефоны в режим полёта — дело уже привычное, но в последнее время всё большее число авиакомпаний устанавливает специальное оборудование, чтобы безопасно организовать сотовую связь во время полёта.

В 2007 году Airbus стала первой компанией, которая получила одобрение на бортовую мобильную связь — система OnAir не создаёт помех в навигации и коммуникации самолёта ни во время разговоров, ни при отправке сообщений. С тех пор всё большее количество авиакомпаний стремится установить OnAir или аналог — AeroMobile.

Сейчас смартфоном можно пользоваться на борту некоторых лайнеров авиакомпаний Air France, Air New Zealand, British Airways, AirAsia, Singapore Airlines, Delta, Emirates, Oman Air, Virgin Atlantic, Lufthansa, Ryanair. А с 2011 года возможность пользоваться мобильным телефоном на борту появилась и у пассажиров «Аэрофлота».

Организовать мобильную связь в воздухе — удовольствие недешёвое, ведь система не входит в стандартную комплектацию самолёта. Опцию оплачивает либо сама авиакомпания, либо партнёр — сотовый оператор: например, у «Аэрофлота» — «Мегафон». Стоимость связи в самолёте зависит от оператора и обычно соответствует ценам в роуминге. При этом важно помнить: сигналы мобильной связи не мешают работе навигационной системы только на высоте 9–12 км над землёй. На более низкой высоте, во время взлёта и посадки, в зонах турбулентности пользоваться сотовым телефоном по-прежнему нельзя.

Звонки и Wi-Fi во время перелёта

Бортовая мобильная связь распространена не так сильно, особенно на внутренних рейсах по России. Скорее всего, во время взлёта и посадки вам придётся перевести устройство в авиарежим или выключить совсем. Но если вы попали на рейс, где разрешена сотовая связь, пользоваться ею долго всё равно не выйдет: звонки, сообщения, интернет придётся оплачивать по тарифам роуминга.

Проблему гигантских счетов за роуминг решает Wi-Fi на борту: хотя доступ к нему предоставляется за отдельную плату, вы выбираете тариф с фиксированной ценой и заранее знаете, сколько и за что платите. В некоторых авиакомпаниях — например, в Emirates — доступ может быть и бесплатным, если вы летите в бизнес-классе.

В 2021 году «Аэрофлот» запустил интернет на борту некоторых Airbus A320/321. Цены варьируются от 4.90 $ за тариф с безлимитным доступом к мессенджерам до 24.90 $ за полный доступ к любым сайтам и медиафайлам на весь полёт.

Зачем включать авиарежим в самолёте

Чтобы пассажиры не тратили время на отключение гаджетов, но в пару нажатий прекратили работу Bluetooth и передачу данных, производители сотовых телефонов придумали режим полёта. Так легче соблюдать меры предосторожности, при этом телефон не нужно отключать полностью: в полёте можно поиграть в игры или почитать. Кроме того, авиарежим экономит батарею, если предстоит долгий перелёт, а возможности зарядить смартфон нет.

Какие устройства нельзя брать на борт

Перед полётом важно проверить, что можно брать в самолёт, а что нет. Смартфоны проходят по списку разрешённых предметов ручной клади, но и среди них встречаются устройства, которые взять на борт не получится. Тот же Samsung Galaxy Note 7 попал в чёрный список авиаперевозчиков неспроста: когда корейский смартфон только вышел, было зарегистрировано сразу несколько случаев самовозгорания.

С осторожностью в гражданской авиации относятся и к гироскутерам. Международная организация гражданской авиации (ИКАО) запрещает провозить ионно-литиевые батареи в багажном отделении — такие же батареи стоят в телефонах и ноутбуках. Некоторые авиакомпании установили запрет на перевозку, если энергоёмкость батареи превышает 160 Ватт-час. В большинстве случаев вас попросят оформить средство передвижения как опасный груз и вытащить батарею — её можно взять в ручную кладь отдельно от самого устройства.

Если не отключить телефон

Никто не может предугадать, что произойдёт, если не отключить телефон, но рисковать мы не советуем. Безопасностью лучше не пренебрегать и выключать мобильные телефоны и другие девайсы, как только вы сели в самолёт. Тем более что, игнорируя правила, вы рискуете и безопасностью, и местом на борту: если бортпроводники обнаружат нарушение, пассажира могут снять с рейса, аннулировать билет и взыскать штраф.

Фотография гор из иллюминатора самолёта

Итоги

Подытожим, можно ли пользоваться телефоном в самолёте:

• совсем отключать телефон необязательно, но перевести в режим полёта придётся: при взлёте и посадке это необходимая мера безопасности;

• если борт оснащён системой сотовой связи — вы сможете пользоваться телефоном на борту, звонить или писать сообщения;

• альтернативный вариант — Wi-Fi в воздухе: по фиксированной стоимости вы получите доступ к интернету на ограниченный период времени или на весь полёт.

 

И не забудьте подписаться на наш телеграм-канал! Там: подборки недорогих билетов, закрытые распродажи для своих, самые актуальные новости правил въезда в страны мира и просто интересное о путешествиях — лайфхаки для поездок, гайды и советы экспертов.