Овербукинг — это когда авиакомпания продаёт билетов больше, чем есть мест в самолёте. Обычно с ним сталкиваются те, кто приезжает в аэропорт под конец регистрации. В этой статье разбираемся, почему происходит овербукинг, как его избежать и какую компенсацию вы получите, если всё-таки столкнулись с ним.
Причины овербукинга
Овербукинг происходит в основном по нескольким причинам. Вот главные.
– Техническая. Так случается, когда авиакомпания меняет самолёт из-за неполадок. К примеру, вы должны были лететь на Airbus A321-200 на 169 мест, но его пришлось заменить на Airbus A320-200, где всего 156 мест. Получается, что не хватает 13 мест. И если все места в самолёте выкуплены, значит, люди столкнутся с овербукингом.
– Экономическая. Авиакомпания знает, что не все пассажиры полетят на самолёте: кто-то опоздает, кто-то передумает в последний момент и так далее. А ещё те, кто передумает в последний момент и у кого есть возвратные билеты, получат компенсацию от авиакомпании. И места, которые освободятся в самолёте, нужно «забить». Поэтому авиакомпании и продают билетов больше, чем есть на самом деле.
– Пересадки. Если пассажир летит одной авиакомпанией со стыковками и один из рейсов задерживается, то его пересадят на ближайший подходящий. В итоге получится, что, если всё выкуплено, мест не хватит.
– Условия для премиальных клиентов. Бывает, что авиакомпании надо срочно отправить VIP-клиента. Да, к сожалению, такое случается. Это обидно, но ничего с этим не поделать.
Как избежать овербукинга
Защитить себя от овербукинга на 100% не получится, но можно попробовать. Рискуют больше всего те, кто покупает недорогие билеты прямо перед вылетом и не регистрируется на рейс заранее.
Если у вас есть возможность зарегистрироваться на рейс онлайн — делайте это. Так вы обеспечите себе место в самолёте. Правда, борт по техническим причинам могут заменить, и тогда вы тоже сможете попасть под овербукинг. Но это случается не столь часто.
Что делать, если вы столкнулись с овербукингом
Овербукинг обычно проходит по двум сценариям:
- Если у вас билеты в первый или бизнес-класс, а в экономе ещё остались места — вам предложат полететь там. Но не переживайте, в этом случае вам положена компенсация.
- Вам откажут в посадке на борт. По правилам, сотрудники авиакомпании должны спросить у остальных пассажиров, хочет ли кто-нибудь уступить вам своё место в обмен на бонусы авиакомпании. Если добровольцев не нашлось, то, увы, на этом рейсе вы не улетите. При этом сценарии у вас появляется несколько вариантов действий:
- вы можете не лететь и вернуть полную стоимость целого билета или неиспользованную часть, даже если тариф был невозвратный;
- полететь ближайшим рейсом другой авиакомпании в тот же пункт назначения или ближайший к нему;
- полететь в другую дату той же или другой авиакомпанией.
Кстати, в нашем блоге мы также рассказываем о том, что делать, если ваш рейс отменили или что делать при задержке рейса. Эти материалы полностью подготовят вас к любому форс-мажору, связанному с перелётами.
Простые советы, которые помогут получить компенсацию
- Старайтесь сохранять все доказательства того, что вы вовремя прибыли в аэропорт. Не выбрасывайте билеты, чеки, посадочные талоны и другие бумаги, которые вы получаете.
- Составьте заявление в двух экземплярах, где высказываете все претензии перевозчику. Сдайте его представителю авиакомпании в аэропорту и проследите, что он поставил дату и подпись на вашем экземпляре.
- На переговорах с авиакомпанией записывайте всё на аудио. Если ведёте переписку по почте — обязательно сохраните её.
- Если вместе с вами под овербукинг попали другие пассажиры — сохраните их контакты. Они могут пригодиться при обращении в суд.
Какие положены выплаты
Если вам сменили класс обслуживания (например с бизнеса на эконом), то вам положена компенсация в зависимости от расстояния перелёта:
1. 30% от цены билета — 1 500 километров и менее;
2. 50% от цены билета — от 1 501 до 3 500 километров. Исключение — страны ЕС и заморские территории Франции.
3. 75% от цены билета — расстояние свыше 3 500 километров.
Если вы всё же решили полететь другим рейсом, то авиакомпания обязана бесплатно предложить вам:
- закуски и полноценные горячие обеды в зависимости от того, сколько вы ждёте следующий рейс;
- номер в гостинице;
- трансфер до гостиницы;
- звонки, факс, почту и телекс.
Если вы летите из Турции или стран ЕС, то вам положена компенсация от перевозчика за простой. Она также зависит от расстояния перелёта:
1. 250 евро — 1 500 километров и менее;
2. 400 евро — от 1 501 до 3 500 километров;
3. 600 евро — больше 3 500 километров.
Если вы собираетесь требовать выплату, то вам стоит морально подготовиться к этому. Обычно авиакомпании не любят выплачивать какие-либо компенсации, поэтому вам нужно зафиксировать всю ситуацию на камеру и собрать доказательства овербукинга. После вы можете обратиться к представителю авиакомпании и, если те не идут на встречу, отправить претензию в компанию в официальном порядке.
Лайфхак от Купибилета: даже если вам предлагают денежную компенсацию, то не соглашайтесь на самое первое предложение. Тут торги могут сыграть решающую роль.
В общем, овербукинг — неприятность, которая может произойти с каждым. Авиация вообще вещь сложная. В таких случаях хорошо, когда у вас есть надёжный сервис, который поможет разрулить любые проблемы.
Покупайте билеты на Купибилете, и мы постараемся вам помочь даже в самых сложных ситуациях.