Перед полётом каждого пассажира досматривают сотрудники службы авиационной безопасности. Это нужно для того, чтобы проверить, не везёте ли вы с собой запрещённые к перевозке предметы. Для этого задействуется специальное оборудование — сканеры, которые помогают досматривать багаж и пассажиров детально и быстро.
В этой статье расскажем, как работает сканер в аэропорту, вреден ли он для здоровья и как именно он помогает обеспечивать безопасность в течение воздушного путешествия.
Сканер в аэропорту: назначение
В основном досмотровые процедуры осуществляются с помощью технического оборудования. Люди тоже задействуются, но реже. Во-первых, хорошие специалисты стоят дорого, во-вторых, если досматривать каждого пассажира и его чемодан вручную, предполётные формальности будут занимать огромное количество времени. Представьте, если бы вам пришлось приезжать в аэропорт за шесть-семь часов, чтобы ваши вещи успели проверить перед вылетом: звучит не очень.
Чтобы ускорить процесс, в аэропортах применяют сканеры. Кроме того, машина способна увидеть различные нюансы, которые работник аэропорта может не заметить — и не только из-за человеческого фактора. Например, на изображении, которое даёт сканер, видно запрещённые вещества, которые пассажир пытается провезти в теле, проглотив их.
Однако работники аэропорта в любом случае присутствуют на досмотре — анализируют содержимое чемоданов, которое выводится на монитор, помогают сложить вещи в контейнер, дополнительно досматривают некоторые вещи вручную.
Виды сканеров в аэропортах
Сканеры в аэропортах делятся на два вида: рентгеновские и микроволновые.
Рентгеновские сканеры
Здесь всё просто: рентгеновские лучи просвечивают тело человека и его вещи для обнаружения запрещённых предметов — наркотиков, оружия или взрывоопасных веществ. Принцип работы почти такой же, как и в случае с флюорографией в поликлинике.
Ниже подробно разберёмся, как просвечивают багаж в аэропорту с помощью рентгеновских лучей и какие технические средства для этого применяется. Вот перечень типичного оборудования для сканирования:
— интроскопы. С помощью интроскопов досматривают грузы (крупные и небольшие посылки), а также сдаваемый в самолёт багаж. Так как излучение локализовано внутри сканера, оно никак не влияет на организм человека. Полученное изображение выводится на экран, а специалист принимает решение: пропустить багаж или, возможно, досмотреть вручную.
— томографы. Более современные сканеры, которые основаны на той же технологии с рентгеновскими лучами. Томографы передают на экран более подробное трехмерное изображение багажа — соответственно, проверка идёт быстрее.
— сканеры персонального досмотра. С помощью этих сканеров досматриваются люди. Чаще всего используется сканер на основе обратного рассеяния: он выглядит как две будки, между которыми встаёт человек. После сканирования оператор получает два снимка — изображение спереди и сзади. Неплотные элементы, такие как кожа и мышцы, на изображении выглядят светлыми, а плотные (оружие, часы, браслеты) — тёмными. Поэтому работник аэропорта может видеть металлические украшения на вашем теле.
Некоторые специалисты считают, что рентгеновское сканирование небезопасно для человеческого организма, в частности, может провоцировать онкозаболевания. И вот ответ: на самом деле, достоверных подтверждений этой точки зрения не существует. Доза облучения, которую получает человек, проходящий через сканер, слишком маленькая для того, чтобы навредить здоровью.
Факт: доза, которую вы получаете во время сканирования, в 200-1000 раз меньше, чем доза, полученная во время рентгена грудной клетки. Вряд ли вы будете игнорировать важное медицинское обследование — а значит, отказываться от полёта тем более не стоит.
Микроволновые сканеры
Для персонального досмотра — то есть досмотра человека — существует более безопасная альтернатива в виде микроволновых сканеров. Они излучают электромагнитные волны в маленькой дозе — при этом излучение не является ионизирующим и не может вызывать раковые заболевания, поэтому не представляет риска для пассажиров. Операторам тоже безопасно работать рядом с ними. Кроме того, микроволновое сканирование не несёт вреда, если вы пользуетесь кардиостимуляторами — так как количество энергии, выделяемой в процессе сканирования сканеров тела, намного ниже, чем у обычных мобильных телефонов.
Если в аэропорту вас просят пройти через кабину с вращающимися полурамками — это микроволновый сканер. Он выводит на монитор чёткое и качественное трёхмерное изображение, куда более подробное, чем традиционное рентгеновское. Микроволновые сканеры применяются в российских аэропортах редко, чаще — в Европе и США.
Как проверяют ручную кладь в аэропорту?
На входе в аэропорт сумки, пакеты и рюкзаки сканирует интроскоп. Пока багаж движется по конвейерной ленте, сотрудники рассматривают выведенное на монитор изображение и принимают решение. Если что-то не так, сотрудник попросит вас открыть сумку или рюкзак, чтобы проверить содержимое вручную. Затем ручную кладь смотрят второй раз, уже после регистрации. Схема такая же: сначала интроскоп, потом, в случае, если какая-то вещь показалась подозрительной — ручной досмотр.
Как работает рентген в аэропорту, что такое досмотр и как он проходит
Считается, что сканирование вещей и тела в аэропорту — самая стрессовая часть всего предполётного процесса. Это можно понять: в зоне досмотра всегда большие очереди, плюс нужно ставить тяжёлые чемоданы на конвейер и сразу же проходить через рамку самому — некоторые пассажиры боятся, что пока их будут проверять, с чемоданом что-то случится, не говоря уже о сумках, в которых лежат все документы.
В аэропорту вас досматривают два раза: когда вы заходите в здание терминала и после регистрации. На входе в терминал сотрудники попросят поставить чемодан и сумки на конвейер, который подаст вещи в интроскоп — специальный рентгеновский прибор, который просвечивает содержимое. Затем вы пройдёте через магнитную рамку с металлодетектором и отправитесь регистрироваться на рейс. Это первый этап.
После регистрации вам предстоит вторая проверка — более сложная. Сначала нужно будет сложить ручную кладь и верхнюю одежду в контейнер, потом — пройти через рентгеновский или микроволновый сканер. Кроме того, вас может дополнительно осмотреть сотрудник, если что-то покажется ему подозрительным — обычно это занимает максимум пять-десять секунд. Иногда сотрудники досмотровой зоны просят снимать обувь, чтобы убедиться, что вы не провозите запрещённые предметы в подошвах или каблуках.
Как в аэропорту проверяют багаж и пассажиров?
Пассажиров досматривают два раза: на входе в терминал и после регистрации. Это простая процедура, нервничать не стоит — металлодетекторы и рентгеновские аппараты работают очень быстро. Иногда вас могут попросить дополнительно продемонстрировать содержимое ручной клади — в частности, если вы везёте с собой ноутбук, планшет или жидкости (косметические средства, лекарства, детское питание). Как правило, ручной досмотр тоже длится недолго, и если вы вписываетесь во все нормы, вас спокойно пропускают в дьюти-фри.
С багажом — другая история. Его будут просвечивать уже без вашего присутствия. После регистрации он уезжает на досмотр, который состоит из нескольких этапов: сканирование с помощью интроскопа или томографа, оценка изображения оператором, иногда — ручной досмотр. Если с багажом что-то не в порядке, вас пригласят посмотреть содержимое вашего чемодана вместе с сотрудником авиационной безопасности, но такие случаи бывают крайне редко. В первую очередь дополнительно досматривают сумки, где при сканировании были обнаружены предметы, которые провозить запрещено, или неопознанные сканером вещи. Когда багаж «пройдёт» через все аппараты, он отправится на сортировку, а затем — в багажное отделение самолёта.
Не стоит переживать из-за сканирования вещей и тела в аэропорту — это стандартная процедура, которую проходит каждый пассажир перед вылетом. Полчаса или час на все проверки — и вы спокойно отправитесь в дьюти-фри или в кафе, пить чай и планировать дальнейшее путешествие.
Рентгеновский сканер перед полетом
Для того, чтобы пройти сканирование перед вылетом, вам нужно будет соблюдать все требования сотрудников аэропорта. Если в государстве, из которого вы вылетаете, повышенные правила безопасности, вас могут попросить разуться, снять часы, украшения или ремень. Перечень действий, который от вас потребуют, зависит и от того, как работает сканер в аэропорту: у каждой рентгеновской установки свои технические возможности, так что процедура досмотра в разных аэропортах может отличаться. Главное — не стрессовать и чётко следовать инструкциям. А если инструкций нет — увы, и такое бывает, — просто следите за тем, что делают люди, стоящие перед вами. Это поможет не растеряться!
Сам процесс сканирования тоже выглядит по-разному: где-то вас попросят просто пройти через аппарат, не останавливаясь, а где-то придётся встать на специальную платформу, поднять руки и замереть, пока сканер будет проверять вас. В любом случае, это не займёт больше двух-трёх минут.
Перечень запрещенных предметов
Список вещей, которые запрещено провозить в ручной клади и в багаже, общие почти для всех аэропортов мира. Если при досмотре будет выявлено, что вы везёте некоторые из них, придётся выбросить эти вещи или отказаться от полёта вовсе.
Что запрещено провозить в ручной клади
- Жидкости. Для провоза жидкостей существуют отдельные правила — их можно провозить только в контейнерах до 100 мл.
- Животные продукты: ветчина, сыр, йогурты. Но если вы сделаете с собой сэндвич, его можно будет взять на борт.
- Острые и тупые предметы. Например, бита, иголки или спицы для вязания.
- Взрывчатые, воспламеняющиеся, химические и токсичные вещества.
- Оружие. Даже детские пистолеты и световой меч из «Звёздных войн» в самолёт взять не разрешат.
- Ртутные градусники. Сами понимаете: если градусник расколется в полёте, это чревато последствиями для здоровья пассажиров.
Что запрещено провозить в чемодане
Правила у каждой страны разные. Поэтому прежде проверьте, можно ли провозить алкоголь в багаже самолёта в конечной точке вашего путешествия.
Что точно не рекомендуется сдавать в багаж:
- хрупкие предметы, которые могут разбиться в чемодане;
- продукты с коротким сроком годности (сыр, ветчина, рыба)
- драгоценные металлы.
Опасно ли это для здоровья
Современные досмотровые технологии безопасны для здоровья. Неважно, какие сканеры используются в аэропорту: рентгеновские (ионизирующее излучение) или микроволновые (неионизирующее излучение) — вреда не будет.
По данным радиологов, 50 сканирований с помощью рентгеновского досмотрового аппарата эквивалентны воздействию, которое вы получаете, когда делаете рентген зуба. А 1000 сканирований можно сравнить со снимком грудной клетки.
Исключение составляют пассажиры с кардиостимуляторами и беременные женщины. Правда, это не означает, что вы сможете избежать досмотра в принципе — сотрудники аэропорта будут проверять вас лично.
Что касается микроволновых сканеров, точно не стоит бояться проходить через них — точно такое же излучение выделяют мобильные телефоны, микроволновые печи и роутеры Wi-Fi.