Что желает друг другу экипаж, садясь в самолёт? Лётной погоды, конечно же! Но этим не ограничивается, ещё они крестят пальцы и тихонько про себя думают: только бы все пассажиры оказались трезвыми.
От любителей набраться в полёте авиакомпании несут серьёзные неудобства. Разгорячённые искатели приключений досаждают попутчикам, грубят бортпроводникам и даже проникают в кабинку пилоту. Видимо, хотят справиться, не отошёл ли самолёт от курса.
Иногда поведение дебоширов переходит все рамки дозволенного, и они попросту не долетают до места назначения. Так, в этом году самолёт следующий из Москвы на Пхукет вынужден был сесть в Ташкенте из-за того что пьяный мужчина бил пассажиров, грубил проводникам, а экипажу и вовсе угрожал физической расправой.
Не посчастливилось и тем, кто летел 18 февраля из Москвы в Бургас. Тогда пьяный пассажир не просто досаждал окружающим, но и пытался вмешаться в работу пилота.
Притчей во языцах стал случай, когда пару лет назад студенты, следующие из России в США по программе Work&Travel, решили отметить сие событие и разгорячились настолько, что… раскачали самолёт. Как им это удалось до сих пор остаётся загадкой, но до Америки они так и не добрались. В целях безопасности главный капитан развернул воздушное судно и посадил его на родине.
Самые пьяные рейсы
Чаще всего «инциденты с алкоголем» случаются на так называемых «курортных» рейсах. То ли от волнения, то ли на радостях от предстоящего отпуска, сразу после регистрации многие прямиком направляются в duty free и начинают праздновать отъезд уже в самолёте. Ежегодно «отметиться» успевают порядка тысячи пассажиров российских авиалиний.
Чаще всего выпивают люди, летящие на Кубу и в Таиланд. Видимо, перспектива отдохнуть в странах со свободными нравами расслабляет путешественников настолько, что они теряют контроль над собой ещё до прибытия к месту назначения. На внутренних рейсах самый проблемный город – Владивосток.
Интересно, что штрафы в России за нарушения порядка на борту относительно не большие. Наказание за «некрасивое» поведение составляет от 500 рублей до 5 тысяч. Для сравнения, итальянские и нидерландские авиакомпании штрафуют за пьянство в самолёте на 500 евро, а в Великобритании придется заплатить 2 тысячи фунтов стерлингов.
Так что, глядя на коллег по воздушному пространству, российские авиаперевозчики в скором времени планируют увеличить штрафы для любителей пригубить.
Пьянству бой! Но как?
Решить проблему пьянства на борту не так просто как может показаться на первый взгляд. С прошлого года крупные авиакомпании ломают голову над этим вопросом. Кто-то предлагает увеличить штрафы, кто-то оснастить самолёты специальными ремнями и пластиковыми наручниками для сдерживания особо буйных пассажиров.
Есть сторонники закрытия магазинов беспошлинной торговли duty free. Владелец компании «Аэрофлот», Виталий Савельев, пошёл ещё дальше и предложил ввести чёрные списки пассажиров.
Практику ведения подобных списков уже имеют некоторые страны Евросоюза, США, Канада и Китай, поэтому инициативу «Аэрофлота» поддержали многие авиаперевозчики. Некоторые российские авиакомпании уже ведут свои негласные списки, но они никак не делают попавших туда пассажиров персонами «нон грата». Савельев же настаивает на законодательном утверждении чёрных списков, что позволит не пускать «виновников» на борт в течение 3-5 лет.
Одно дело планировать, другое – воплотить в жизнь. Пока это не представляется возможным из-за трудной процедуры юридического оформления. Если и будет принят подобный закон, то не совсем понятно как он будет действовать на практике. Ведь отказать в перелётах на 5 лет – слишком жёсткая мера по отношению к человеку, один раз перебравшему лишнего. Более того, это прямое нарушение права на свободу перемещения.
Воздушный спасатель
Бортпроводники пытаются успокоить разбушевавшихся пассажиров, упражняясь в красноречии. Обычно дальше словесных доводов не доходит, потому что применять физическую силу они не имеют права.
Многие авиакомпании ратуют за расширение должностных полномочий членов экипажа. Однако, вряд ли хрупкая стюардесса справится с буйным мужчиной. Первой это поняла компания «Трансаэро», самолёты которой сопровождают сотрудники собственного отдела безопасности.
Тем не менее, даже такие воздушные спасатели могут воздействовать на нарушителей спокойствия только психологически и в случае необходимость защищать пассажиров от буянов.
Но присутствие на борту сотрудника службы безопасности не всегда устраивает авиаперевозчиков. Это дополнительные расходы, которых можно избежать, если работники аэропорта будут более бдительными. На деле от пьяного хотят поскорее избавиться, запихнув его в самолёт.
duty free всему виной
Ни для кого не секрет, что в самолёте проходит дегустация алкоголя, купленного накануне в duty free. Одно время авиакомпании даже хотели коллективно бороться против этого «зла», однако бессмысленность этих попыток очевидна. Закрытие магазинов беспошлинной торговли не выгодно ни самим авиаперевозчикам, ни аэропорту, ни, естественно, пассажирам.
Запрет распития спиртных напитков на борту уже существует, но как показывает практика, это не более чем формальность. Сотрудники некоторых европейских авиалиний забирают алкоголь ещё перед входом на борт и возвращают по прилёту.
Но что хорошо для европейцев, не всегда подходит русским, которым под силу выпить бутылку виски прямо в зале ожидания, затем собраться с силами, пройти все зоны контроля и с невозмутимым видом сесть в самолёт.
Остаются только штрафы :( Причем поднимать надо до британского уровня.
Есть еще не буйные, но тоже надоедливые… которые летят в эконом-классе, а требований как будто на личном бизнес-джете летят. (это после того как им бесплатно на выбор виски или коньяк предложили)