Не нашли чемодан на ленте после посадки? Сразу ответим: это не повод для паники. Обычно есть две причины для задержки: его долго выносят после прибытия самолёта или ваш багаж попал в категорию негабаритных. К ней относят детские коляски, чемоданы с перевесом, хрупкие вещи. В таких случаях вам нужно искать его не на ленте, а в отделе выдачи негабаритных багажей.
Если чемодан не нашли или его нашли повреждённым, сделайте следующее:
- сходите в бюро находок (Lost & Found). Спросите о его расположении на любой стойке регистрации на рейс в аэропорту, если не нашли его самостоятельно. Если аэропорт вашего прибытия оказался региональным, то бюро находок там может и не оказаться. Тогда нужно обратиться к представителям авиакомпании, рейсом которой вы летели;
- обратитесь к работнику, чтобы составить акт об утере или повреждении;
- после составления акта попросите его копию на руки, чтобы отдать сотрудникам авиакомпании. Это очень важно: без копии акта вам легко могут отказать в компенсации.
Остаётся только ждать ответа от авиакомпании и возврата багажа
Какую компенсацию может получить пассажир
Некоторые пассажиры поступают дальновидно: перед вылетом они пользуются платной услугой «Объявление ценности груза». Важно, чтобы сумма объявленной ценности багажа не была больше его реальной стоимости.
Я потерял чемодан на территории России
Если вы не объявили ценность перед вылетом, то авиакомпания будет опираться на стоимость утерянного багажа. Она составляет не более 600 руб. за 1 кг веса.
Я потерял багаж за рубежом
Россия обычно опирается на Монреальскую конвенцию (Конвенцию для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок). В ней оговариваются также компенсации за случаи, когда рейс отменили или произошла задержка рейса.
Для расчёта компенсации используют искусственное платёжное средство, которое эмитируется Международным валютным фондом — специальные права заимствования или СДР. Их курс меняется ежедневно, поэтому нужно отслеживать его в конкретный день на сайте ЦБ РФ. Согласно Монреальской конвенции, вы можете рассчитывать на компенсацию в 1 000 СДР.
Если вы летели рейсом авиакомпании, зарегистрированной за рубежом, то компенсация будет рассчитываться по правилам Варшавской конвенции: 17 СДР за 1 кг веса.
Сколько продолжается поиск багажа
Розыск продолжается 21 день после перелёта. Когда этот срок заканчивается, багаж считается утерянным. Именно тогда вы можете подать претензию в авиакомпанию: заявление нужно написать от руки и отправить заказным письмом с уведомлением.
Подать претензию можно в течение шести месяцев, если вы летели внутренним рейсом. Срок на международных рейсах увеличивается в три раза и составляет до 18 месяцев.
Как правильно оформить заявление
Заявление пишут в свободной форме. В нём нужно указать:
- фамилию, имя и отчество;
- номер мобильного телефона;
- адрес места проживания;
- номер и маршрут рейса;
- описание потерянного чемодана: габариты, цвет, вес, другие важные детали, которые помогут найти ваш багаж быстрее;
- сумма возврата с обоснованиями (чеками о совершении покупки дорогих вещей, находившихся внутри чемодана);
- банковские реквизиты для перевода.
Также для отправки претензии понадобятся следующие документы:
- копия паспорта;
- чек об оплате билета;
- копия акта о неисправностях при перевозке багажа (Property Irregularity Report/PIR);
- оригинал багажной квитанции, бирка и отрывная часть билета;
- чеки о совершении покупки дорогих вещей, которые были в чемодане. Если у вас не сохранились такие бумажные/электронные чеки, деньги вам, к сожалению, не вернут.
Претензию будут рассматривать 30 календарных дней. Если после этого срока вы не получили ответ, можете обратиться с исковым заявлением в суд.
Что делать, если багаж повредили
Если вы получили вещи и увидели повреждения, советуем сразу всё зафиксировать на фото. После этого обратитесь также в бюро находок (Lost & Found) или на стойку «Получение багажа» (Baggage Claim). Дальше выполните следующее:
- получите у сотрудника бланк акта о неисправностях при перевозке багажа (PIR);
- подробно опишите в бланке все повреждения;
- составьте акт PIR в двух экземплярах. Один понадобится службам аэропорта, а второй останется у вас как дополнительное доказательство (кроме фото) вмятин и повреждений;
Претензия при повреждении составляется точно так же, как и заявление о потере. Приложите также к акту PIR багажную квитанцию и бирки, отрывную часть билета.
Если вы хотите осмотреть подробно все «травмы» и посчитать убыток, вы можете сделать это и дома. Однако советуем не затягивать с временем обращения. По приезде из-за границы нужно составить претензию в течение семи дней, на российских авиалиниях — в течение шести месяцев.
Что если я забуду чемодан или сумку в аэропорту
«Одинокий» багаж сразу отправляют в бюро находок. Так что по приезде домой не хватайтесь за голову, а возвращайтесь в аэропорт за своим сокровищем. Иногда сотрудники аэропорта сразу находят чемодан и могут вам позвонить, если на нём есть бирка.
Если владелец чемодана не объявляется в течение десяти дней, сотрудники аэропорта вскрывают багаж, делают подробную опись содержимого и составляют специальное заявление. Его размещают на официальном международном сайте службы поиска World Tracer. Этой платформой пользуются около 2 000 аэропортов со всего мира.
Чтобы найти свой чемодан, нужно ввести в форму фамилию и идентификационный номер в формате AAABBNNNNN, где AAA — код аэропорта, BB — код авиакомпании и NNNNN — пятизначный номер для отслеживания, например ATLXS13166. Этот номер вы получите после заполнения акта в службе Lost & Found.
Учитывайте одну важную деталь: если ваша вещь попала в бюро находок, за её хранение придётся заплатить. Обычно цена стартует от 60 рублей в сутки за одно место. Потерянные чемоданы хранят от трёх до шести месяцев.
Что делать, если забыл вещь в самолёте
Спойлер: после выхода из самолёта обратно вас никто не пустит. Обычно бортпроводники проверяют салон сами и отдают вещи в бюро находок.
Если вы обнаружили в аэропорту, что забыли вещи, можно попытать счастье и связаться с представителями авиакомпании, которой вы летели. Но вероятность такого везения достаточно мала, поэтому искать в бюро находок точно придётся.
Чтобы получить вещи, нужны следующие доказательства:
- паспорт;
- авиабилет;
- описание обстоятельств потери и самих предметов;
- доказательства, что вещи и правда ваши;
Ну вот мы и рассказали о потерянных и найденных вещах в аэропорту. Желаем получать багаж самым первым в целости и сохранности!
Если авиакомпания не выдала денег на первые расходы. Болнн того она отказывается присылать багаж домой, несмотря на заполненный акт и декларацию. Компания турецкие авиалинии
Выдача денег на расходы, это не обязанность авиакомпании, а жест доброй воли и не в каждом случае он применим. Хотя многие перевозчики так делают.
Попробуйте написать претензию в авиакомпанию, если там будет все четко, без лишних эмоций, то они могут решить проблему. Очень часто это помогает.