В огромном количестве фильмов часто показывают разгерметизацию салона самолёта с пугающими кадрами, за которыми следует катастрофическая развязка. Так ли на самом деле всё жутко?
Спойлер: нет, по большей части это всё — лишь для захватывающей картинки. В этой статье мы подробно расскажем о том, что же такое разгерметизация, почему она возникает и как не бояться летать на самолёте после просмотра экшенов.
Что происходит при разгерметизации
Пожалуй, начнём с объяснения чудес природы. С повышением высоты атмосферное давление снижается. То же самое происходит и с количеством кислорода в воздухе. Замечали же, что на подъёме и снижении самолёта у вас закладывает уши? Дискомфорт как раз связан именно с этим явлением.
Поэтому логично, что в салоне должно поддерживаться атмосферное давление, при котором люди на высоте десяти километров будут чувствовать себя комфортно и в безопасности. При проектировании самолёта выбирают специальные материалы, фиксирующие условия приятного пребывания для людей.
Мало кто знает, но при снижении проводят запланированную разгерметизацию, во время которой все останутся здоровыми и невредимыми. Когда все пассажиры заняли свои места на борту, экипаж нажимает одну кнопку и стыкует детали между собой, чтобы герметизировать салон. При посадке таким же образом происходит разгерметизация. Вернулись в привычные для пребывания условия среды? Дышите полной грудью. Так что не вся разгерметизация такая пугающая, как о ней говорят.
Подведём итог: запланированная разгерметизация — явление, при котором салон постепенно теряет герметичность и происходит выравнивание давления.
Причины разгерметизации
Теперь расскажем, почему может произойти незапланированная разгерметизация. Причин обычно несколько:
– превышение нагрузки на высоте, когда детали теряют устойчивость при очень высоком давлении в воздушном пространстве;
– механическое воздействие внутри салона или извне. Например, что-то врезалось в корпус на высокой скорости или же на борту произошёл саботаж пассажиров;
– технические неполадки, связанные с недостаточной проверкой самолёта инженерами на земле;
– неосторожность членов экипажа, которые могли нечаянно задеть кнопку разгерметизации уже на высоте.
Виды разгерметизации
Видов разгерметизации два: она бывает запланированная и аварийная. Если с первой всё понятно, то про аварийную рассказываем подробнее. Это как раз тот самый вид, который приводит в ужас всех пассажиров. В самом экстренном случае она может закончиться катастрофой: на борт проникает холодный воздух, а у пассажиров резко падает давление. История знает за собой всего лишь несколько катастроф, связанных с разгерметизацией.
Однако не будем нагнетать и акцентировать внимание на опасности — лучше поговорим о правильном поведении пассажиров и членов экипажа.
К чему может привести разгерметизация
Конечно же, последствий запланированной разгерметизации пассажиры точно не заметят. Во время аварийной посадки при незначительных повреждениях деталей экипаж вполне справится с ней собственными силами. На судне установлены специальные клапаны, которые пилот активирует при повреждении, чтобы выровнять давление на борту. В большинстве случаев самолёт легко посадить так, чтобы никто не пострадал. Максимум пугающего — пассажиры узнают, что такое турбулентность.
Как проходит аварийная посадка
Предупреждён — значит, вооружён. Рассказываем, как обычно проходит аварийная посадка.
Итак, если на рейсе случилась разгерметизация, пилот принимает решение об эвакуации. В течение 15 минут самолёт снижается с высоты десяти километров до трёх-четырёх. Сегодня самолёты оснащены системами мониторинга, которые могут контролировать всё, включая безопасность. Параллельно пилот ищет ближайший аэропорт, который может принять судно. Часто самолёт садится в режиме автопилота под наблюдением специалистов на земле, поэтому вероятность приземлиться целым и невредимым очень высока.
Что делать при разгерметизации
- Не паниковать
Этот совет точно не из серии, когда вас пытаются экстренно успокоить и ввести в заблуждение. Дело в том, что над каждым креслом пассажира находятся кислородные маски, которые при аварии сразу же автоматически выпадают. Они обеспечивают доступ к кислороду в течение пятнадцати минут. Этого времени экипажу хватает для того, чтобы снизиться до высоты трёх километров и посадить самолёт. В случае паники начнётся хаос, и пассажиры могут нанести дополнительный урон корпусу самолёта.
- Пристегнуться
Путешественники часто игнорируют на высоте это важное правило, ссылаясь на дискомфорт. Однако в случае разгерметизации, когда речь идёт о вашей жизни, очень важно зафиксировать ремни.
Готово! Теперь вы — самый ответственный пассажир на борту, который точно не испугается разгерметизации и заодно сможет помочь своему паникующему соседу в любой ситуации.
Уверены, что каждый ваш рейс пройдёт без приключений и нарушений. Желаем отличных перелётов!