Уверены, что вы, находясь в поиске билетов, удивлялись, почему меняются цены на билет. Сегодня в блоге Купибилета мы разберём этот вопрос.
Если вы когда-нибудь искали авиабилеты на протяжении определённого времени, например недели или двух, то заметили, что цены имеют свойство меняться. Порой бывает даже так, что вы нашли отличную цену, но решили подождать с бронированием несколько часов, и вот, при повторном посещении сайта, цена билета уже совсем другая.
Виной тому, скорее всего, не сайт, на котором вы ищите билеты, а авиакомпания. Как и у любого предприятия, главная её цель — получение прибыли.
Помощником в этом деле является система управления доходами (yield management), которая позволяет устанавливать различные цены для разных групп покупателей с целью динамической максимизации выручки на каждом рейсе.
Проще всего объяснить это на примере. Допустим, на рейсе из Москвы в Стамбул 100 мест. Среди пассажиров будут две различные группы покупателей:
– 20 мест — бизнесмены, которые отправляются в командировку. Они быстро ищут пути, как попасть в Стамбул, вне зависимости от цены на билет;
– 80 мест — остальные пассажиры, которые более чувствительны к цене, и если она превышает их бюджет на авиабилеты, они просто не полетят.
Если компания установит высокие цены на билеты, то тогда полетят только пассажиры из первой группы, и 80% салона будет пустовать. Если цены опустить до уровня приемлемого для второй группы — авиакомпания недополучит прибыль от пассажиров из первой группы. Это настоящая дилемма.
Однако авиакомпании нашли способ её разрешить: они устанавливают разные цены, чтобы продать каждое место в самолёте по максимально высокой цене.
Если из всего рейса 10 человек готовы купить билет за 500 долларов, они с радостью его продадут за 500. Если есть 20 человек, готовых взять билет за 400 долларов, то и продадут они его за 400 и т. д., пока не заполнят весь самолёт.
Как же они это делают
Все очень просто: мы уже не раз в нашем блоге писали о том, что на каждом рейсе существуют разные тарифы. Их может быть как несколько, что чаще всего встречается на внутрироссийских перелётах, так и несколько десятков (на международных направлениях).
Рассмотрим пример с тарифами на рейсе Москва — Стамбул. В экономическом классе авиакомпания предлагает различные тарифы по цене от 17 495 до 80 165 рублей.
Самое интересное: неважно, сколько денег вы заплатили за авиабилет, вы всё равно будете сидеть на одних и тех же местах, есть одно и то же. То есть, по сути, на сервисе и удобстве перелёта это абсолютно никак не отразится.
Единственный плюс более дорогих тарифов заключается в том, что можно без штрафов или с минимальным штрафом сдать или обменять авиабилеты. Однако если вы уверены, что ваши планы не изменятся, какая вам польза от того, что данный билет можно сдать?
Теперь, когда вы знаете, что самая низкая цена билета Москва — Стамбул составляет 17 495 рублей, вы, естественно, захотите его приобрести за эту цену. Но не так-то просто выкупить дешёвый билет… Авиакомпания ограничивает условия приобретения и количество билетов по низким тарифам.
Рассказываем, когда лучше покупать авиабилеты. Например, приобрести авиабилет по тарифу за 17 495 руб. можно не менее чем за 21 день до вылета. При этом перелёт должен быть в определённый день недели. Чем ближе дата вылета, тем выше будет цена билета.
Проще говоря, чем ниже стоимость авиабилета, тем больше разных ограничений накладывает авиакомпания на его продажу.
Поэтому если вы ищите билет за 21 день до вылета, то у вас есть шанс купить его всего за 17 495 руб. Уже на следующий день вы перейдёте в другую ценовую категорию и заплатите больше.
Поэтому, как только видите приемлемую цену на авиабилет, не ждите год — сразу бронируйте. Надеяться на снижение цен нет смысла — это очень редкое явление. Особенно на популярных маршрутах, да ещё и в разгар туристического сезона.
Та же история и с количеством билетов по низким тарифам. Тут в игру вступает система управления доходами (yield management), которая анализирует тысячу различных факторов и в зависимости от полученной информации корректирует количество мест по каждому тарифу.
Авиакомпания снижает количество мест по дешёвым тарифам, если спрос на билеты увеличивается, и, наоборот, увеличивает их, если спрос падает. Все это происходит в реальном времени, поэтому цена билета может измениться в течение дня и даже одного часа.
Например, по самому дешёвому тарифу за 17 495 руб. осталось всего три места. Кто-то едет всей семьей и сразу выкупил их. Следующий доступный тариф будет стоить 23 000 рублей, но система управления доходами авиакомпании посчитала, что билеты уж очень быстро раскупают, и закрыла продажу тарифов по этой цене. Следовательно, цена авиабилета подскочит до следующего тарифа, и он будет стоить больше 23 000 рублей.
А что если десять человек аннулируют свои авиабилеты или поменяют их на другие даты
Это будет зависеть от количества оставшегося времени до вылета. Если это порядка 30–40 дней, то, скорее всего, на цене билета это никак не отразится. А вот если до вылета осталось всего 3–4 дня, то авиакомпания может снова открыть продажу по тарифам за 17 495 или 23 000 рублей, чтобы не отправлять в рейс самолёт с пустыми местами.
Однако эта ситуация встречается очень редко. В подавляющем большинстве случаев чем меньше дней осталось до вылета, тем выше цена авиабилета.
А как же тогда распродажи авиабилетов?
Все мы привыкли, что распродажа авиабилетов — это когда от изначальной цены продавец делает скидку. Но в случае с авиабилетами всё совершенно по-другому.
Откроем вам небольшой секрет: распродажу авиакомпания не делает. Она просто открывает для продажи ещё одну категорию тарифов. Но подробнее об этом в следующий раз. Желаем отличных путешествий и билетов по приятной цене!
Глаза открылись
Действительно полезно, спасибо..с этим вечная проблема..
Ооооооооооооооооооооочень полезная статья!
Спасибо! Рады, что вам понравилось:)