Оказывается одна из старейших авиакомпаний в мире существует до сих пор и, наверное, мало кто знает, что это голландская KLM, основанная 7 октября 1919 . Кстати, расшифровывается KLM как Koninklijke Luchtvaart Maatschappij NV, если перевести на русский, то звучит как Королевские Голландские Авиалинии.
Первый перелет был осуществлен в 1920 году по маршруту Амстердам-Лондон. Затем были открыты рейсы в Копенгаген и Гамбург.
Гражданская авиация только зарождалась и летать приходилось на самолетах, которые остались после первой мировой войны, т.е. военных. Они были мало приспособлены для перевозки людей. На самолете De Havilland DH-16. который использовался KLM, пассажиры сидели в открытой кабине на месте лётчиков-наблюдателей. Чтобы пассажиры не замерзли, им выдавали теплые свитера и шлемы. Естественно, о полетах в холодное время года не могло быть и речи.
Чуть позже, военные самолеты начали переоборудовать, кабину пилотов перенесли вперёд, а на месте задней поставили сиденья – лицом к лицу, для двух пассажиров. Для защиты от непогоды пассажирскую кабину сделали закрытой, с двумя окнами по бортам. Получился новый самолёт под названием D.H.4A.
В те времена современная Индонезия была голландской колонией и в 1924 году KLM открывает регулярный рейс в Батавию, современную Джакарту. Расстояние между Амстердамом и Голландской Ост Индией составляло около 11 000 километров, чтобы преодолеть это расстояние по воздуху требовалось 10 дней! Без дозаправки самолеты выпускаемые в те годы могли пролететь не более 1600 километров. Поэтому по пути приходилось совершать 24 посадки для дозаправки. По тем временам это было выдающееся достижение для пассажирского самолёта.
С 1933-х, за океан два раза в неделю стали отправлять Fokker F-XVIII Pelikaan. Его двигатели развивали в два раза большую скорость, благодаря чему время перелета сократилось в более чем в два раза. Теперь путь от Амстердама до Батавии можно было преодолеть всего за 4 дня.
Самолеты первой половины XX века не отличались комфортностью салонов. Обшивка была фанерная, без какой-либо отделки, только с 1925-го года начали уделять внимание салону, кабину пилота сделали закрытой, а сам салон отапливаемым.
KLM продолжала ставить рекорды, и в декабре 1934 года, она сделала свой первый трансатлантический перелет из Амстердама в Кюрасао (остров в карибском море недалеко от берегов Венесуэлы).
На время второй мировой войны все рейсы были приостановлены, но уже с сентября 1945-го KLM возобновила полеты, а еще через год открыла регулярный рейс Амстердам – Нью-Йорк.
Еще через 10 лет были налажены рейсы в Токио, маршрут пролегал через Северный полюс. Каждый экипаж этого рейса был оснащен комплектом выживания, в том числе винтовкой для отпугивания белых медведей, на случай, если придется садится на лед.
KLM стала первой авиакомпанией Европы, которая создала программу лояльности для часто летающих пассажиров. В 1991 году была открыта программа Летучий Голландец.
Приставку “первый в мире” можно применить ко многим нововведениям компании.
Авиакомпания KLM стала первой в мире, кто в своих самолетах ввел классы обслуживания, так в 1974 году появился FFF класс (Full Fare Facilities), аналог современного бизнес класса. А в 1990 году стала первой компанией, которая помимо сервиса, выделила бизнес класс более широкими и просторными сиденьями.
KLM стала первой авиакомпанией получившей сертификат ISO 14001 международный стандарт по созданию системы экологического менеджмента.
А в 2006 году первой в мире внедрила киоски самообслуживания, с помощью которых можно было распечатать свои пасадочные талоны.