Да, все летят в одном самолёте и все долетят одновременно. Но кому-то придётся дополнительно оплачивать багаж, кому-то не предоставят выбор обеда или не пустят на борт с негабаритной ручной кладью. Разбираемся в отличиях классов обслуживания и в том, за что действительно стоит доплачивать.
Классификация уровней обслуживания
Классы в самолёте делятся на три основных и один, призванный сбить всех с толку:
• первый;
• бизнес;
• эконом;
• другие (промежуточные) классы.
Первый класс
Многие путают понятия бизнес и первый класс. Всё потому, что первый класс — явление довольно редкое. Обычно этот уровень обслуживания встречается на трансатлантических рейсах или перелётах дольше восьми часов.
В этом классе каждое место отделено от остальных. Кресла шире, чем в бизнесе.
Какие привилегии получает пассажир первого класса:
• отдельная очередь на регистрацию;
• дополнительные места для багажа и ручной клади;
• комфортабельное кресло, которое превращается в спальное место (а иногда первый класс — это автономные купе с полноценной кроватью!);
• выбор горячих блюд и напитков из специального ресторанного меню;
• приоритет в посадке и в выходе из салона самолёта;
• подача лакшери-авто до трапа;
• бесплатный перенос даты вылета или бесплатная отмена полёта;
• дополнительные принадлежности — маска для сна, беруши, крем для рук и лица, зубной набор, носки, тапочки, расчёска, ложка для обуви, ручка;
• возможность почиллить в лаундж–зоне +1 гость.
Лаунж зона/бизнес-зал — это отдельный зал отдыха повышенного комфорта. В вашем распоряжении будет шведский стол, напитки и бар. В некоторых можно принять душ и воспользоваться массажным креслом. Всё это входит в цену билета. Как попасть в бизнес-зал, если у вас билет в экономический класс? Вы можете заплатить за вход или воспользоваться предложениями карт лояльности вашего банка. За определённую сумму они дают доступ в бизнес-залы на несколько месяцев или предоставляют одноразовый вход.
Первому классу присваиваются такие буквенные обозначения:
• A — со скидкой;
• F — обычный;
• P — премиальный.
Первый класс хорош всем, кроме стоимости, которая может быть больше билета в экономе в восемь — пятнадцать раз.
Бизнес–класс
#funfact: Первый самолёт с уровнем обслуживания бизнес–класс полетел в 1976 году!
Как и в первом классе, в бизнесе есть свои привилегии:
• отдельная стойка регистрации;
• дополнительные места для багажа и ручной клади;
• приоритетность посадки и выхода из самолёта;
• комфортабельное кресло;
Есть два варианта — откидывающиеся до 160° и раскладывающиеся до 180°.
Как правило, ширина кресла от 58 до 86 см. Расстояние между креслами от 170 до 202 см.
• выбор горячих блюд и напитков из специального ресторанного меню (вдруг это важно: на рейсах короче четырёх часов обычно не подают крепкий алкоголь*);
• бесплатный проход в лаундж–зону +1 гость;
• подарочный дорожный набор;
• гибкие условия переноса и отмены вылета.
Определение бизнес-класса для каждой авиакомпании разное и напрямую зависит от типа воздушного судна. Проще говоря, не во всех самолётах есть условия для честного бизнес-класса. У некоторых авиаперевозчиков обслуживание в экономе и бизнесе отличается только ассортиментом питания на борту и количеством кресел в ряду. В компаниях лоукостерах вообще сложно встретить настоящий бизнес-класс — это как беспроигрышная лотерея, только наоборот.
Стоит ли брать апгрейд или покупать места заранее?
Если вы член бонусной программы, вас могут проапгрейдить во время посадки в самолёт. Такое действительно случается, хотя и редко.
Поэтому не стоит особенно на это рассчитывать. Лучше ещё на этапе бронирования билета выбрать удобное место и проверить норму провоза багажа. Оплатить онлайн всегда выгоднее, чем на стойке регистрации — можно сэкономить 20 – 30%.
Эконом класс
Это самый востребованный класс среди пассажиров. Обозначение класса билета на самолёт находится в специальной графе «CL». Авиакомпании присваивают эконому определённые латинские буквы, значение которых может варьироваться в зависимости от авиакомпании.
Самые распространённые классы бронирования (не путать с классами обслуживания):
• S, Y — стандартный эконом;
• L, K — эконом со скидкой;
• W — премиум-эконом;
• N,Q, T, O, X — предусматривает различные виды скидок.
Внутри самолёта пассажир чаще всего не заметит разницы между классами бронирования, но эти обозначения важны при накоплении бонусных миль.
Условия эконом класса:
• кресла от 43 до 46 см, расстояние между рядами — 70-90 см;
• максимальный вес ручной клади — 10 кг;
• максимальный вес багажа — 23 кг;
• спинка кресла откидывается, но не во всех самолётах – последние ряды, как правило, лишены этой привилегии;
• пледы есть не на всех рейсах — их выдают по требованию;
• некоторые авиакомпании на длинных перелётах предоставляют специальные детские боксы и полётные наборы — тапочки/носки, беруши, маска для сна, крем для рук;
• при наличии аудиосистемы, выдаются одноразовые наушники;
• многие авиакомпании заменили горячие обеды сэндвичами, но в некоторых до сих пор есть опция выбора питания ещё при заказе билета;
• иногда есть платный Wi-Fi.
Другие классы в самолёте
Другие или промежуточные классы могли существенно облегчить жизнь пассажирам, но несогласованность между авиакомпаниями и одинаковые услуги под разными названиями только усложнили процесс покупки билетов.
Самые распространённые классы пассажиров в самолёте:
• Лайт
Наиболее дешёвый способ доставить себя и свой небольшой рюкзак из пункта А в пункт B. По сути, это большинство лоукостеров.
• Промо
Билеты по промо-акции, которую устраивает авиакомпания, обходятся гораздо дешевле рыночной цены, но имеют целый ряд ограничений по срокам использования и условиям обмена.
• Комфорт, который еще называют премиум–эконом
Это уже не Эконом, но ещё не Бизнес:
• более широкие кресла — до 49 см и расстояние между ними около 96 см;
• дорожные наборы;
• приоритет в подаче питания;
• подушки и пледы;
• иногда бесплатный Wi-Fi и пресса.
Вам шашечки или ехать? — часто спрашивают люди, которые не летали дольше четырёх часов кряду. Разумеется, есть разные дистанции и разные цели, но иногда ужасный перелёт будет стоить всего следующего дня отпуска или дня плодотворной работы. Внимательно отнеситесь к выбору, не жалейте денег на себя, и пусть дорога будет лёгкой и приятной.
*чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью!
Еще на бизнес-классе отдельный досмотр (может не везде?) – что особенно приятно
К сожалению не везде, в маленьких аэропортах досмотр общий.