Что такое овербукинг?

Те, кто регулярно приезжает в аэропорт к окончанию регистрации, наверное, уже сталкивались с овербукингом, т.е. вам отказывали в посадке из-за того что все места в самолете заняты.

Но как вообще такое возможно, ведь заранее известно, сколько билетов продано и сколько мест вмещает самолет?

У овербукинга две причины, одна техническая – это замена борта в результате каких-либо неполадок. Например, на рейс заявлен Airbus A321-200 на 169 мест, но по техническим причинам самолет пришлось заменить на Airbus  A320-200 на 156 мест. Если все места в самолете были куплены, то получается, что 13 человек полетят другим рейсом.

Вторая причина – экономическая. Рейсы большинства авиакомпаний загружены примерно на 65-75%, несмотря на это, билетов продается гораздо больше. Дело в том, что не все пассажиры, купившие билет, полетят. Одни опоздают, другие передумают в последний момент…

Некоторые тарифы предусматривают аннулирование билета  и изменение даты вылета даже в случае no-show.

No-show – неявка на рейс. С какого момента считается no-show, зависит от авиакомпании. У одних это при опоздании на регистрацию, у других – на посадку или вылет самолета.

Хоть пассажиру в большинстве случаях и приходится платить штраф, его размер все равно не компенсирует потери авиакомпании от свободного места в салоне. Чтобы окончательно не уйти в минус, ВСЕ авиакомпании используют овербукинг.

Процент овербукинга на конкретном рейсе зависит от многих факторов: сезона, данных о статистике no-show на конкретном рейсе и т.д.

Чаще всего столкнуться с овербукингом можно в разгар туристического сезона на популярных направлениях. А также перед и сразу после праздников, когда  многие летят домой или, наоборот, на отдых.

Что делать, если вы столкнулись с овербукингом?

Если на рейсе был овербукинг и все пассажиры прибыли на регистрацию, то для  опоздавших, точнее тех, кто пришел на регистрацию позже всех, есть два варианта развития событий:

Первый: если у вас был забронирован билет в первый или бизнес класс, а свободные места в экономе еще остались, то вы полетите, но класс обслуживания вам понизят.

В этом случае вы имеете право на возмещение стоимости билета, в зависимости от расстояния перелета:

1)      1500 км и менее – 30% от стоимости билета.
2)      1501 км -3500 км , (кроме перелетов между странами ЕС и заморскими территориями Франции) – 50% от стоимости билета.
3)      Все перелеты, не попадающие под пункты (1) и (2) – 75% от стоимости билета.

Второй:  Вам откажут в посадке. По правилам, сотрудники авиакомпании должны спросить у остальных пассажиров, хочет ли кто-нибудь уступить вам свое место в обмен на бонусы авиакомпании. Если добровольцев не нашлось – то, увы, на этом рейсе вы не улетите.

В этом случае у вас три варианта:

1)      Не лететь и вернуть полную стоимость авиабилета (даже если тариф был невозвратным) или  ту часть билета, которой вы не воспользовались.
2)      Полететь ближайшим рейсом другой авиакомпании в тот же пункт назначения или ближайший к нему.
3)      Полететь в другую дату той же или другой авиакомпанией.

Если вы решили лететь ближайшим свободным рейсом, то авиакомпания обязана бесплатно предложить вам:

  • Питание (или закуски)  в зависимости от времени ожидания следующего рейса
  • Проживание в гостинице
  • Транспорт между аэропортом  и местом временного проживания
  • 2 телефонных звонка, телекс или факс, или электронную почту.

Кроме этого, вы можете потребовать от перевозчика материальную компенсацию, которая также будет зависеть от расстояния перелета:

1500 км и менее — 250 EUR
1501 – 3500 км – 400  EUR
Все остальные — 600 EUR

Обратите внимание, что размер компенсации может сократиться на 50%, если альтернативный вариант перелета пребывает на место назначения с опозданием на:

  • Два часа при перелетах на 1500 и менее км.
  • На три часа при перелетах на 15001 – 3000 км.
  • На четыре часа в остальных случаях.

Есть ли плюсы для пассажира от овербукинга?

Конечно есть! Как мы уже писали выше, если в вашем классе обслуживания не осталось мест, то вам его могут понизить. Но, если билет был приобретен в эконом класс, а в бизнесе места еще остались, то вас могут пересадить в бизнес.

Пересаживают не всех, как правило, в таких ситуациях, в первую очередь апгрейд до бизнес класса предлагается участникам бонусной программы авиакомпании, если таковых нет, то у вас есть шанс.

Оцените статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (3 голосов, средняя оценка: 5,00
Загрузка...